МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЕКОРАТИВНОГО ЗАДАНИЯ
«ЭСКИЗ ВИТРАЖА» В 4-ОМ КЛАССЕ ДХШ.
 

Разработала Пешкова Татьяна Патрокловна
2009 год
Цель урока:   Разработка и выполнение картона витража для детского
учреждения:
Варианты:   I  Из стилизованных растительных и животных форм.
II Из стилизованных архитектурных объектов и растительных
форм.
Задачи:         Выработка у учащихся навыков грамотного пластического
и цветового решения в декоративной композиции. Знакомство с
витражом как с одним из видов декоративного искусства и его
разновидностями и роли витража в готической и современной
архитектуре, модерне.
Материалы и инструменты:

  1. Бумага для эскиза формат А-5, бумага для выполнения картона витража формата А – 2.
  2. Карандаш, ластик, акварельные краски, гуашь, кисти, кнопки.
  3. Стекло 3-5 мм формат А – 2, контур черного цвета, краски для витража.                     

Беседа о витраже: «Витраж» от французского слова «стекло» - орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, в двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи существовали уже в Древнем Египте со II тысячелетия до н.э. С I века н.э. – в Древнем Риме, что подтверждено раскопками в Бени-Хасане (АРЕ) и Риме где и найдены фрагменты плоского цветного стекла.
В раннехристианских базиликах Рима и Равенны заполнением оконных рам служили алебастр и селенит. Они приглушали яркий свет, создавая своеобразное освещение. В X-XII в.в. в романских храмах Франции появляются сюжетные витражи, которые состоят из кусочков цветного стекла. Стекла вырезаны по контуру изображений и скреплены свинцовыми полосками. В эпоху готики витражи обогащаются цветовым набором стекол, усложняются сюжеты. Наряду с религиозными появляются бытовые сюжеты.
Эскизами для витражей в эпоху Возрождения занимаются выдающиеся художники.  В Италии Лоренцо Гиберти, Паоло Уччелло, Донателло. В Германии – Альбрехт Дюрер. Витраж играл большую роль в архитектуре модерна. По-новому решают проблему витража художники XX века (Анри  Матисс, Фернан Леже). Они включали свои композиции в декорировку современного интерьера.
Из отечественных художников – монументалистов очень много в этой технике работал Юрий Королев, который использовал в своих витражах не только плоское стекло, но и колотое, а стекла крепились крупными фактурными, прочеканенными металлическими полосами и витраж создавал впечатление довольно высокого рельефа.
По ходу беседы преподаватель демонстрирует репродукции витражей готических храмов, архитектуры модерна и современных архитектурных сооружений в том числе репродукции витражей Московского метрополитена станции Носвослободской. Кроме того, обращает внимание учащихся на разные виды витражей, способы крепления стекол. Затем дети приступают к выполнению задания.
Первый этап Варианты:
I  Из стилизованных растительных и животных форм.
II Из стилизованных архитектурных объектов и растительных
форм.
Предварительно учащимся дается задание на дом по сбору материала. Затем, отталкиваясь от фотографий и зарисовок, ученики переходят к стилизации или упрощению форм, выделяя основные характерные элементы и исключая второстепенные, что им знакомо по заданиям в младших классах.
Второй этап Составление эскиза витража. В эскизе учащиеся должны не только добиться стилизации, пластики форм, подчинить второстепенные элементы главному, выделить сюжетно – композиционный центр цветом, тоном, но и выбрать цветовую гамму композиции. Для этого преподаватель дает задание выполнить эскиз в теплой и холодной гаммах. При этом ученики должны ограничиться в своей работе 2-3 цветами, плюс цвет контура – черный.
Третий  этап  Выполнение картона  витража на формате А-2. При переходе на большой формат с эскиза важно обратить внимание учащихся на размещение и размеры главных и второстепенных элементов композиции. Как правило, вызывает вопросы у детей разбивка на отдельные части предметов и фона. Преподаватель должен объяснить, что разбивка не должна быть случайной и произвольной, она не должна ломать форму предметов, чтобы не было ощущения, что все изображение разбито вдребезги.
После рисунка учащиеся начинают работу красками. Колер подбирается по цвету и разводится для каждого элемента  отдельно.
Работа должна выполняться максимально аккуратно. Сначала учащиеся закрашивают все цветные детали, после чего приступают к выполнению контура. Нужно объяснить, что контур должен помогать выделять главные элементы и поэтому контур утолщается на главных предметах, а на второстепенных утоньшается, кроме того контур должен подчеркнуть пластику предметов, следовательно ученик должен заовалить острые углы на своем изображении.
Четвертый  этап Выполнение витража на стекле. Размер стекла А-2. Края стекла нужно зачистить наждаком, стекло накладывается на выполненную гуашью работу. Учащиеся выполняют витраж на стекле в обратном порядке. Сначала проводится контур черного цвета и по высыхании его, закрашивают цветные детали, подбирая цвет по предыдущему заданию. Краски для витража желательно приобрести более прозрачные.
Когда витраж закончен, его следует оформить в черную рамку.

ОБРАТНО В РАЗДЕЛ